ДЕНЬ 5: 18 мая 1944

Предлагаю вашему вниманию полностью переработанную, детализированную по дням главу из сборника «2 времени года в Бессарабии. Весна 1944» по боям на территории Молдавии и части Одесской области весной 1944 года. Ранее сборник был выпущен для «внутреннего пользования» участников форумов, интересующихся этой тематикой, не содержал в полной мере ссылок на источники, отдельные моменты были освещены не полностью и не корректно, в связи с ограниченным доступом к оригинальным документам обеих сторон. Сейчас материал дополнен недостающими деталями и имеет все необходимые ссылки. ~ahistory

18 мая 1944 года. Пятый день боев…

Несмотря на предложение командарма 5 УдА Цветаева по выводу войск из излучины Днестра на линию Дороцкое — Погребя, аргументированное бесперспективностью плацдарма и существенными ежедневными потерями, командование 3 УФ настаивает на продолжении боевых действий.

С наступлением ночи в излучине Днестра к югу от Дороцкое немецкими войсками была отражена атака советских войск в составе 7 танков и десанта пехоты, направленная против западной группы (плацдарм «К»). Три танка из семи были уничтожены в ближнем бою. Поскольку группа «Кайзер» (плацдарм «К») и подразделения, находящиеся в предмостном укреплении у Оницкань (плацдарм «F»), подбили накануне суммарно 9 танков, 5 из которых в ближнем бою, то с 16 мая и по 18 мая 1944 всего были уничтожены 18 вражеских танков.

Немецкое командование максимально ускорило приготовления для окончательного разгрома дивизий 34 СК и танковой бригады, заблокированных в излучине Днестра.

Из Журнала Боевых Действий А.О.К.6:

18 мая, в 3.00 часа утра, понтонная переправа для танков и штурмовых орудий была готова. Однако, ввиду негативных обстоятельств начало переправы было отложено, т.к. первое штурмовое орудие из-за имевшегося у него неисправности гусеничной ленты, повредило связи между понтонами, и его (орудие) пришлось отвести назад. Последующее штурмовое орудие потеряв (видимо, в результате обстрела) гусеничную ленту, изменило траекторию движения на переправе и перегородило его. Во время устранения повреждений, в результате точного попадания снаряда вражеской артиллерии была разрушена противоположная сторона переправы (левый берег), а эта сторона (правый берег) была через весьма короткий промежуток времени повреждена попаданием авиабомбы. По злому року после этого началась гроза, в результате чего
тяжелыми транспортными средствами были «разбиты» подъездные пути к переправе (в т.ч. из-за размокшей глины). В результате переправа была перенесена как минимум на один день, а вместе с ней и начало планируемого наступления.

Таким образом, с 14 мая и по 18 мая 1944 года включительно, немецкие войска удержали небольшие плацдармы на левом берегу Днестра, и далее, блокировали излучину реки исключительно силами пехотных подразделений, без применения танков и штурмовых орудий не имея численного преимущества в живой силе, но обладая тактическим преимуществом в артиллерии. Возможности ВВС противоборствующих сторон были практически сходны.

Из Журнала Боевых Действий А.О.К.6:

Между тем, поступивший от группы «фон Кнобельсдорф» план наступления предусматривал, что в течение 18 мая штурмовые части должны были перегруппироваться на южных позициях. Первая атака 14.Pz.Div., при поддержке Pz.Gr.Regt.66, Pz.AA.13, Stg.Brig.259 и Stg.Brig.243, а также частей группы «Кайзер» вместе со штурмовыми орудиями, предполагалась против Кошница. Вместе с атакой по Кошница должны были быть задействованы штурмовые группы из предмостного укрепления у Оницкань, а также из предмостных укреплений Балабанешть-север и Вадулуй-Водэ, которые предстояло занять. Одновременно авиация должна была наносить точечные удары по Кошница. Следующим шагом должна была быть зачистка излучины Днестра. Вся операция должна была проводиться под руководством LII.Armeekorps (52-го армейского корпуса) и непосредственно — командира 14.Pz.Div..

В процессе проведения операции в излучине, блокирующие позиции на севере (в ее самом узком месте) должны были удерживаться силами 13.Pz.Div. и приданными ей частями из группы «Кайзер». Ввод танков и штурмовых орудий в излучину для поддержания наступления предполагался после их высвобождения по завершении боев за Шерпень.

В качестве подкрепления пехотных подразделений при проведении наступления, группа «фон Кнобельсдорф» запросила у армии боевую группу 335.I.D..
Армия предполагала использование этой боевой группы только после завершения боев блокирующей излучину позиции (новой хордовой позиции), при этом она предоставила в распоряжение корпуса для осуществления наступления St.Btl. A.O.K.6 (штурмовой батальон 6-й армии). Батальон необходимо было вывести из места прежней дислокации в ускоренном темпе при задействовании собственных моторизированных транспортных средств таким образом, чтобы это никак не затянуло запланированные приготовления к наступлению. Таким образом, участие в наступательной операции штурмового армейского батальона – это решенный вопрос, ровно как и использование в излучине танков и штурмовых орудий. Как приказала армия, необходимо было при любых обстоятельствах избежать наступления широким фронтом против первой цели — Кошница, для того чтобы уже с самого начала операции не потерять боеспособность привлекаемых войск.

Документы 5 УдА открывают следующие детали боевых действий за 18 мая 1944:

Как следует из отчета 5 УдА и ЖБД А.О.К.6 в течение 18 мая изменений в привлеченных немцами подразделений для блокирования излучины не наблюдается, лишь позже группой «фон Кнобельсдорф» (см. ниже) будет подан запрос на привлечение дополнительной силы — K.Gr. 335.I.D. и Strum-Btl. AOK.6. — обе единицы относились к участку XXIX.A.K.. До вечера текущего дня в бой вводились лишь подразделения из состава K.Gr. 335.I.D., впрочем, вопрос с использованием группы в полной мере решался в течение дня при том, что часть ее уже была в излучине. Ослабление сил XXIX.A.K. за счет выведения из его боевого сектора K.Gr. 335.I.D. и Strum-Btl. AOK.6 и перемещения его в излучину показывает, что А.О.К.6 использует все возможности для решения задачи в отсутствие каких-либо значимых резервов.

Интересно, что согласно отчета 5 УдА советское командование отрицает факт окружения частей, находящихся в излучине, но в то же время подтверждает что внутри «бутылки» существуют серьезные проблемы с боеприпасами, продуктами, медпрепаратами и перевязочными средствами. Так есть окружение или нет?

Из Журнала Боевых Действий А.О.К.6:

09.15 Командующий группой «фон Кнобельсдорф» докладывает командующему армией о положении дел в зоне двойного поворота реки в районе Шерпень. В результате повреждения паромной переправы до сих пор не удалось переправить на другой берег ни одно штурмовое орудие. Собственная штурмовая группа сумела проникнуть в Перерыта. Враг, очевидно, концентрирует свои основные силы вокруг Кошница. Только за дни 17 и 18 мая были подбиты 14 танков противника. Часть танков противника прорвались 17 мая из излучины реки, очевидно для того, чтобы пополнив боезапас при новом наступлении вновь вернуться в излучину.

Немцы указывают, что штурмовой группой они проникли в Перерыта. Перебросить группу могли через переправу В:

В дальнейшем группа ушла в лес, как следует из последующих донесений. попав в сложное положение в результате действий противника.

Из Журнала Боевых Действий А.О.К.6:

09.52 Вражеские силы в зоне двойного поворота реки стянуты в основном вокруг Кошница. Переправа в излучину танков и штурмовых орудий пока затягивается. Командующий группой армий запрашивает данные об участке сосредоточения 335.I.D., а также о распределении ответственности во время планируемого наступления в излучине реки.

Командование группой армий «Южная Украина» обсудив с командованием армий (6 и 8) и соответствующими офицерами штабов принимает решение использовать в излучине для усиления уже имеющейся группировки штурмовой батальон 6 армии — Strum-Btl. AOK.6

В сравнении с боевой группой — K.Gr.335.I.D. (1072 чел. на 8 мая 1944)
Strum-Btl. AOK.6 имеет численность только 470 чел. на ту же дату. Но это совершенно другая боевая единица — это нечто вроде войск специального назначения. Старший офицер оперотдела штаба армии подчеркивает это отдельно.

Из Журнала Боевых Действий А.О.К.6:

10.00 Старший офицер штаба А.О.К.6 сообщает старшему офицеру группы фон Кнобельсдорфа, что Strum-Btl. AOK.6 будет немедленно приведен в боевую готовность. Главнокомандующий подчеркивает, что важно избежать фронтального наступления на Кошницу.
10.00 Ia — майору фон Руттлар:
Sturm-Btl. AOK.6турмовой батальон А.О.К.6) входит теперь в группу «фон Кнобельсдорф» для последующего ввода в бой в излучине Днестра. Батальон использовать совместно с танками и штурмовыми орудиями.
Командующий армией считает, что атаку необходимо направлять не прямо на Кошница, а охватом, в т.ч. с южного плацдарма. При этом, Sturm-Btl. AOK.6 является для этого более подходящим, чем 335 ПД, т.к. батальон — это сложившийся коллектив с отличным командиром.
Если 335.I.D. не подходит, может быть использовать 10.Pz.Gr.Div. (10 панцергренадерскую дивизию)? Я прошу рассмотреть это предложение, однако, окончательное решение за вами, поскольку это только предложение – не более.

Штурмовой батальон A.O.K.6 был сформирован из учебного батальона школы армейской авиации и находился в прямом подчинении 6 армии. Батальон состоял из пяти рот. 6-й составной единицей в него входила штурмовая батарея.
С 20 Июля 1943 гауптманн (капитан) Фридрих Лиер исполнял обязанности преподавателя пехотного курса в учебном подразделении.
В январе 1944 года Лиер занял пост командира учебного батальона подразделения, а 1 апреля 1944 получил звание майора. Таким образом, бывший преподаватель пехотного курса учебного подразделения стал командиром штурмового батальона.
Весной 1944 Sturm-Btl. A.O.K.6 принимает активное участие практически во всех сложных операциях 6 армии, в зависимости от необходимости оперативно перебрасывается между корпусами армии и усиливается приданными пехотными. артиллерийскими и противотанковыми подразделениями. Летом, в августе, штурмовой батальон будет на острие удара 3 УФ в Ясско-Кишиневской операции.

Из Журнала Боевых Действий А.О.К.6:

11.50 Переход Sturm-Btl. A.O.K.6 в подчинение группы фон Кнобельсдорфа:
Приказ по телетайпу старшего офицера № 2355/44 (секретно) незамедлительно вывести
Sturm-Btl. AOK.6 на собственных моторизированных транспортных средствах для его использования в наступлении в зоне двойного поворота реки к югу от Дубоссар. Введение в бой при поддержке штурмовых орудий и танков.

Ситуация остается весьма напряженной для обеих сторон, однако, советские подразделения, даже при численном общем преимуществе, допускают существенные ошибки:

Согласно донесениям 295 СД ничего существенного не произошло в боях противник был отброшен с большими для него потерями.

Фрагмент из отчета 295 СД за 18 мая 1944

Из Журнала Боевых Действий А.О.К.6:

18.10 Атаки отдельных танков из Дороцкое на юго-запад. Участок основного удара врага в Кошнице и к югу от нее был атакован боевой группой 335-ой пехотной дивизии и 1030-м полком.
18.10. Ia — Подполковнику Шефер:
Против блокирующих выход из излучины позиций идут атаки отдельных танков. Из Дороцкое – в направлении на юго-запад.
На настоящий момент, в общей сложности, 18 танков противника подбито.
Находящиеся в мешке активности не проявляют. Противник фокусирует удары в направлении на Кошница и южнее.
St.Btl. A.O.K.6 принял позиции у боевой группы 335.I.D.

На самом деле вчитываясь в отчеты сложно понять что же происходит с советскими войсками на самом деле, и в чем причины происходящего. Это отсутствие дисциплины, некомпетентность, или желание сохранить жизни своих людей в сложившихся условиях? И сам командарм 5 УдА и наверняка нижестоящие командиры понимают, что операция провалена, надо отходить, но войска в ловушке удерживаются командующим 3 УФ Малиновским — с его стороны разрешения на отход до сих пор нет.


10 ГвСК в итоге начинает действовать:

Однако, эти действия не приносят успеха в сложившейся ситуации:

Более того, теперь даже танками и бронетехникой не удается обеспечить снабжения советских частей в излучине. В то же время самого факта окружения до исхода 18 мая по-прежнему не признается.

Из Журнала Боевых Действий А.О.К.6:

В течение дня 5-я ударная армия провела несколько атак при поддержке танков против установленного блокирующего фронта в излучине Днестра от Дороцкое и западнее без какого-либо успеха. Все атаки были отражены, подбито несколько танков. 

Из Журнала Боевых Действий А.О.К.6:

ОЦЕНКА ПОЛОЖЕНИЯ: Вражеские попытки, вырваться из зоны двойного поворота реки к юго-западу от Дороцкое, не увенчались успехом,  то же касается и отвлекающих атак против северного блокирующего фронта.
Следует рассчитывать на продолжение подобных попыток.

В сводке СОВИНФОРМБЮРО о событиях в излучине в этот день не упоминается.

Полночь… 19 мая 1944 года… Начинается 6 день операции в излучине Днестра. Несмотря ни на что — Малиновский тверд, а значит Цветаев не имеет никаких вариантов:

Для желающих самостоятельно изучить использованные в настоящей статье немецкие документы — предлагаю ссылку на архивные материалы — фрагмент Журнала Боевых Действий А.О.К.6 за период с 14.05 по 21.05.1944 включительно, и несколько дополнительных документов — https://yadi.sk/i/p7rQ1homlPVuLA

Leave a comment